С современным водогрейным котлом пассажирам в салоне вагона станет комфортнее

Тип статьи:
Авторская

Олег Канунников, к.т.н., генеральный директор ООО «Биотехтранс»

Олег Белов, заместитель начальника отдела развития технологий ремонта и эксплуатации пассажирских вагонов Управления вагонного хозяйства АО «ФПК»

В системах отопления большинства пассажирских вагонов используются комбинированные электроугольные отопительные котлы, основные конструктивные решения которых остаются неизменными в течение последних 50 лет. Многолетняя практика их применения показала высокую надёжность систем отопления. Однако эксплуатация выявила и ряд недостатков. Специалисты АО «ФПК», управляющей компании «ТрансСервисГрупп» вместе с машиностроителями и учёными с 2008 года вели поиск инновационных решений.

И в 2011 году была завершена опытная разработка и запущен в серийное производство автоматизированный трёхрежимный котёл для систем отопления пассажирских вагонов. Одна из последних его модификаций – водогрейный котёл КВ3-СМ, прошедший подконтрольную эксплуатацию на маршруте Москва – Новый Уренгой зимой. Он способен отапливать вагон углем и электроэнергией 3000 В постоянного или переменного тока. Но основным преимуществом работы нового котла является возможность сжигания экологически чистого топлива – так называемых древесных гранул, или пеллет. Тепловая мощность этого котла выше, чем традиционного. За счёт инновационной конструкции коэффициент полезного действия (КПД) котла удалось повысить до 87%. Мощность, потребляемая электроникой в режиме пеллетного обогрева, не превышает 0,5 кВт. Это позволяет обеспечивать длительную бесперебойную работу котла, когда подзаряд от генератора невозможен. 27 Новый котёл устанавливается при выполнении одного из плановых видов ремонта вагона.

Оборудование состоит из котла, специальной горелки для сжигания пеллетного топлива, топливного бункера с встроенной системой пожаротушения и электронной системы управления. При этом сбором информации от всех датчиков, обработкой полученных сигналов и управлением механизмами котла занимается компьютер. Все элементы нового котла способны функционировать в условиях температур от –50°С до +60°С, сохраняют работоспособность и после пребывания в отстое при –60°С. При подготовке вагона в рейс после холодного отстоя вагон прогревается внешними средствами до температуры выше 0°С. После этого система отопления заправляется водой, и котёл может быть включён в режиме сжигания пеллетного топлива. Древесные гранулы, или пеллеты, представляют собой спрессованную под большим давлением древесную муку. При этом какие-либо добавки отсутствуют, а вяжущим веществом является природный полимер лигнин, содержащийся в клетках древесины.

В силу естественной экологичности данного вида топлива новая котельная установка обеспечивает снижение индекса токсичности воздуха в салоне вагона до уровня в 4-5 раз ниже предельно допустимого. Это также приведёт к улучшению экологии на вокзалах, станциях, в парках отстоя. Кроме того, поскольку «пеллетный» режим полностью автоматизирован и требует лишь минимального участия проводника, то высвободившееся от растопки традиционного котла время он может использовать для повышения уровня обслуживания пассажиров.

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!